
|
Бен Джелун меняет издательство
Тахар Бен Джелун (Tahar Ben Jelloun), живая история французского издательства "Seuil", где он опубликовал двадцать две свои книги за двадцать восемь лет творческой деятельности, решил издать свой следующий роман в "Gallimard".
Лауреат Гонкуровской премии 1987 года, присужденной ему за роман "Священная ночь" ("La nuit sacrée"), Бен Джелун входит в число самых читаемых франкоязычных авторов планеты, его произведения переведены на 44 языка. Что же касается причин его разрыва с "Seuil", то одной из них является уход из этого издательства редакторов, с которыми он привык работать. Для "Gallimard" он должен предоставить, по крайней мере, два романа, сообщает "L’EXPRESS", выпуск первого из них — "Уходить" ("Partir") — запланирован на январь 2006 года.
Трумен Капоте стал киногероем
Американский писатель Трумен Капоте, автор бессмертного романа "Завтрак у Тиффани", был известен современникам как неприкрытый алкоголик, наркоман, гей и гений. Первые три эпитета достаточно целомудренно иллюстрирует дебютный фильм режиссера Беннетта Миллера, о котором рассказывает вчерашний выпуск "GZT.RU". А уж, в чем именно проявилась гениальность Капоте, зрителю остается решать самому.
Фигура этого человека, несомненно, заслуживает фильма в свою честь. Скандалист, сплетник и декларированный гомосексуалист водил дружбу с самыми яркими знаменитостями своего времени, начиная с Теннеси Уильямса и Монтгомери Клифа и заканчивая Эрролом Флинном и Мэрилин Монро. Причем в случае Уильямса и Флинна "водил дружбу" означает также "делил постель". Усиленные поиски развлечений не мешали Трумену быть действительно хорошим писателем. Фильм Миллера рассказывает об одном, возможно, самом важном эпизоде из жизни Капоте — из того времени, когда он собирал материалы для документальной повести "Хладнокровное убийство". Эта книга стала первым серьезным произведением в жанре нон-фикшн, или невымышленного романа, и была признана одной из важнейших в истории американской литературы.
Капоте (без преувеличения гениальная роль Филиппа Сеймура Хоффмана) берется за расследование жестокого убийства. Расследование не полицейское, а психологическое. 15 ноября 1959 года на небольшой ферме в Канзасе двое бродяг, Перри Смит и Ричард Хикок, из-за пригоршни долларов расстреляли семью из четырех человек в их собственных постелях. Капоте, работавший тогда в журнале "Нью-Йоркер", убеждает свою давнюю приятельницу Нелли Харпер Ли (Кэтлин Кинер играет писательницу, которая вскоре тоже издаст главную книгу своей жизни — "Убить пересмешника") поехать вместе с ним и на месте разобраться, что к чему. Ради того чтобы книга увидела свет, писателю приходится собрать более шести тысяч страниц записей и потратить шесть лет жизни. А самое главное — приходится стать доверенным лицом одного из убийц, индейца-полукровки с тяжелым детством Перри Смита (Клифтон Коллинз-младший).
Снятая в приглушенных тонах, зябкая и зыбкая картина Миллера ухитряется, не повышая голоса и не эпатируя жестокими подробностями, без сальностей и морализаторства, рассказать сразу несколько историй. Прежде всего, это своеобразный портрет эпохи, когда для журналов и газет сочиняли настоящие писатели. Сочиняли не в смысле кропания раз в неделю колонок ни о чем — они разыскивали материал для репортажей и превращали его в литературу самого высокого класса. В фильме присутствует довольно важная фигура — канзасский шериф Элвин Дьюи (Крис Купер), который на дух не переносит нью-йоркского либерала и педераста Капоте, но все-таки помогает ему собирать подробности для книги.
Вместе с тем, это и рассказ о том, как выдающийся человек в необычных обстоятельствах меняет эти обстоятельства, приспосабливая их под свой калибр. Ради сочинения книги, которая "навсегда изменит отношение людей к литературе", Капоте способен променять богемную нью-йоркскую жизнь на прозябание в провинциальных отелях, готов раздавать взятки тюремщикам и входить в камеру смертника. А еще это и фильм о том, какую цену приходится платить писателю. Капоте приручает Перри Смита, частично приманив обещанием посмертной славы, частично проникнувшись искренней симпатией ("У меня такое ощущение, как будто он рос в том же самом доме, что и я, только я вышел через парадную дверь, а он через черный ход"). Приручив, начинает чувствовать за него ответственность. Давать надежду человеку, приговоренному к неминуемому повешению, оказывается неподъемной ношей даже для такого искушенного циника. Казнь Перри Смита завершила историю "Хладнокровного убийства", принесла Капоте славу и навсегда похоронила его способность к сочинительству.
|